"Республика Башкортостан" № 167
НА СОИСКАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ САЛАВАТА ЮЛАЕВА
Последний бой героя нашёл воплощение на полотне художника
В 2002 году Анвар Насыров, председатель Совета ветеранов Башкирской кавалерийской дивизии, обратился к Григорию Круглову, народному художнику РБ, участнику Великой Отечественной войны, с просьбой выполнить к 105-летней годовщине со дня рождения легендарного генерала Шаймуратова большое панорамное полотно с изображением последних минут его жизни.
Художнику пришлось восстанавливать события по устным рассказам ее бойцов. Дважды Круглов выезжал в Москву — смотрел в столичных музеях картины с изображением лошадей, боясь неосознанно повторить чей-то прием. Долго не мог найти композиционное решение работы. Помогла память: вспомнил, как во время бомбежки вскидывались на дыбы кони, падали всадники квантунской кавалерии в боях под городом Хунчоном в Маньчжурии.
Картина «Последний бой генерала Шаймуратова» была завершена и принята художественным советом как раз накануне 60-летия Великой Победы. После успешного показа на республиканской художественной выставке картина обрела достойное место в ряду лучших батальных полотен в музее Башкирской кавалерийской дивизии в Демском районе Уфы, где в 1941 — 1942 годах она формировалась. Воскрешая события более чем 60-летней давности, художник сумел передать историческое значение разворачивающегося на полотне героического эпизода. Во многом этому способствует выбор изображенного момента. Шаймуратов и его соратники приняли удар вражеских войск на себя. Но своей гибелью славный генерал иего люди спасли сотни наших воинов. Картина полна пафоса, дышит живым духом героического времени — частному событию художник сумел придать глубокий исторический смысл. Достоверность — вот наиболее точное определение основной особенности этого произведения.
Мастером создан выразительный образ человека, душевно сильного, готового пойти навстречу врагу и в то же время предчувствующего неминуемую свою гибель. Предельно выверены жесты и мимика других персонажей картины. Боковые фигуры — прицелившегося в генерала фашиста слева и нашего конника справа — замыкают композицию, создавая подобие рамки. Позы людей естественны, художник успешно справился со сложными ракурсами. Ощущение тревожного напряжения передают точность и острота рисунка, цветовая гамма, сочетающая насыщенные темные краски, объединенные общим глубоким синеватым фоном зимнего пейзажа. Созданную Григорием Кругловым картину многие ценители считают вершиной его творчества. Специальную главу посвятил ей в своей книге «Подвиг генерала» Анвар Насыров. Теплые слова об авторе картины оставил народный поэт РБ Мустай Карим: «Есть разные определения реализма в искусстве — просто реализм, критический реализм. Когда я вижу работы Григория, на ум приходит еще одно определение — это упрямый реализм Круглова...» Картина безусловно заслуживает высокой государственной премии как произведение большого патриотического звучания, воздающее должное героизму и мужеству башкирского народа.
Любовь ПОПОВА, кандидат искусствоведения. 01.09.10 источник http://www.agidel.ru/?param1=19830&tab=7
|