Суббота, 21.12.2024, 19:07 Приветствую Вас Гость

112 Башкирская (16 гвардейская) Черниговская кавалерийская

Меню сайта
Категории раздела
Музеи [4]
Музеи 16-й
Памятники [6]
Памятники бойцам 16-й
Мини-чат
Наш опрос
Лучший фильм о войне
Всего ответов: 316
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Память » Памятники

Возвращение героя
Возвращение героя
 
Минигали Шаймуратов... Легендарный генерал, командир прославленной башкирской кавалерийской дивизии. Народный художник Башкортостана Григорий Михайлович Круглов решил увековечить имя славного сына башкирского народа и написал цикл картин, посвященных М.Шаймуратову. Одна из них называется «Последний бой генерала Шаймуратова».
 
Народный художник Башкортостана, участник Великой Отечественной войны Круглов Григорий Михайлович создал большую серию портретных изображений героев военных событий. Они воспринимаются как художественный отклик на пережитое в те годы. Наибольшую известность получили работы «Отец» (1956) (Михаил Круглов, вернувшийся с фронта в 1944 году после тяжёлых ранений с непоправимо искалеченной рукой), «Рядовой В.Н.Мелехов» (1964), «Дважды Герой Советского Союза Муса Гареев» (1971), «Полный кавалер орденов Славы Г.Подденежный» (1975), «Партизан» (2002) (о человеке, прошедшем три войны, сражавшемся в действующей армии и в партизанских отрядах, вырастившем девятерых детей). Всё это не просто реальные характеры — здесь обобщены многие человеческие судьбы, связанные с испытаниями военных и послевоенных лет.
Живописную историю войны продолжили сюжетные картины. Эту грандиозную тему не охватить и за целую человеческую жизнь. Круглов ограничился одним военным периодом — изображением боевого пути крупного воинского соединения — так он стал летописцем 112-й (16-й гвардейской) Черниговской четырежды орденоносной Башкирской кавалерийской дивизии. Внимание художника привлекла личность легендарного командира дивизии генерала М.М.Шаймуратова, его характер и беспримерный подвиг, долгое время остававшийся не оценённым по достоинству. По случайной ошибке генерала сочли пропавшим без вести, что не позволило почтить его память заслуженным званием Героя Советского Союза. С искренней горечью пишет об этом в стихотворном реквиеме «Рейд», посвящённом Шаймуратову, известный поэт Г.Шафиков:

...Предательство высоких генералов
(Они уйти со сцены не спешат)...
Мы знаем, полдивизии не стало...
По их вине погублен Шаймуратов,
(Поныне, между прочим, не Герой),
Громивший беспощадно супостатов,
Наградой обойдённый стороной...
 
Цикл этих работ открыла картина «В штабе дивизии М.Шаймуратова» (1999) с изображением характерной для военно-полевой обстановки сцены — сам М.Шаймуратов, начальник штаба дивизии М.Голенев, командир 275-го кавалерийского полка майор Т.Кусимов, командир И.Назыров проводят оперативное совещание, обсуждая ход предстоящих военных действий. Картина получила множество похвальных отзывов, особенно высоко оценили её бывшие участники войны. Тёплые слова об авторе картины оставил в книге отзывов народный поэт Башкортостана Мустай Карим: «Есть разные определения реализма в искусстве — просто реализм, критический реализм. Когда я вижу работы Григория, на ум приходит ещё одно определение — это упрямый реализм Круглова... Упорно пашет он своё поле, как пахарь, отважно штурмует свою высоту, как воин-фронтовик... Спасибо тебе, Гриша!»
Уже тогда Совет ветеранов Башкирской кавалерийской дивизии во главе с председателем Анваром Насыровым, много лет изучавшим её историю, создавшим памятный музей в её честь в помещении уфимской школы № 10, обращался с ходатайством о присуждении автору картины почётной премии, но получили тогда её другие. Первым сообщил ему об этом с горечью Мустай Карим: «Не могу тебя обрадовать на этот раз, но нам ещё долго с тобой жить — получишь».
В том же 2002 году А.Насыров, как председатель Совета ветеранов, обратился к художнику с просьбой выполнить к 105-летней годовщине со дня рождения Шаймуратова большое панорамное полотно с изображением последних минут жизни легендарного генерала, которое стало заключительным произведением этой серии.
С огромным творческим и душевным подъёмом приступил к этой работе художник. Книг о героической дивизии ещё не было тогда написано, так что ему пришлось восстанавливать события по устным рассказам её бойцов и командиров. Дважды Круглов выезжал в Москву — смотрел в столичных музеях картины с изображением лошадей — не для того, чтобы использовать чужой опыт, наоборот, боялся неосознанно повторить чей-то приём. Долго не мог найти композиционное решение работы. Помогла память: вспомнил, как во время бомбёжки нашими самолётами вскидывались на дыбы кони японцев, падали всадники квантунской кавалерии в боях под городом Хунчоном в Манчжурии.
Непосредственная работа над картиной началась после единодушного одобрения её эскиза министром культуры Башкортостана и А.Насыровым, не оставлявшим художника без постоянного внимания и помогавшим ему очень важными подсказками и советами. Работа была завершена и принята художественным советом как раз накануне 60-летия Великой Победы. После успешного показа на посвящённой этой дате республиканской художественной выставке картина обрела достойное место в ряду лучших батальных полотен в музее Башкирской кавалерийской дивизии в Демском районе города Уфы, где в 1941—1942 годах она формировалась.
Полученное задание Круглов выполнил с успехом. Воскрешая события более чем 60-летней давности, он сумел передать историческое значение разворачивающегося на полотне героического эпизода. Во многом этому способствует выбор изображённого момента.
Отказавшись выполнять отданный штабным руководством непродуманный приказ без предварительной разведки прорвать линию фронта, внезапно атаковав немцев в лоб, что обрекало всю дивизию на верную гибель, генерал выбрал другой, хитроумный, но очень опасный для себя лично маневр — направил небольшую конную группу из семи солдат и офицеров на штурм немецких подразделений, притаившихся в ожидании конников с другой, неожиданной для врага позиции. Это позволило дивизии, разделившись на два потока, без особых потерь прорваться к своим войскам. Шаймуратов и его соратники приняли удар на себя — под прицельным вражеским огнём уцелеть не смог никто. Но своей гибелью славный генерал и его герои спасли сотни наших воинов. Именно это подчеркнул в своей книге «Слава башкирских конников» А.Насыров: «В чём геройство Шаймуратова? Он не только обеспечил выполнение боевой задачи в ходе глубокого рейда, но и ценой собственной жизни сохранил жизни солдат и командиров всей дивизии, отстоял её честь и славу».
Картина полна пафоса, дышит живым духом бурного, героического и трагического времени — частному событию художник сумел придать глубокий исторический смысл.
 
Весь его первый план занимает изображение главного героя — Шаймуратова, бесстрашного всадника в чёрной бурке, призывным взмахом клинка увлекающего соратников на подвиг, преодолевая сопротивление вставшего на дыбы коня, чующего близкую свою смерть. Уверенно выполнено горящее гневом и решимостью лицо генерала — нет в нём ни одной случайной черты, всё обдумано, выверено. Художником создан выразительнейший образ человека волевого, духовно сильного, крупно очерчен образ героя, готового пойти навстречу врагу и в то же время трагически предчувствующего неминуемую свою гибель.
Предельно выверены также жесты и мимика других персонажей — людей, неотделимых от суровой военной эпохи. Боковые фигуры — прицелившегося в генерала фашиста слева и нашего конника справа — замыкают композицию, создавая подобие рамки, окружающей площадку, на которой развёртывается главное действие. Позы людей естественны, художник успешно справился со сложными ракурсами, организуя группу, замкнутую по кругу.
Ощущение беспокойства, тревожного напряжения, царящее в картине, передают точность и острота рисунка, цветовая гамма, сочетающая насыщенные тёмные краски, объединённые общим глубоким синеватым фоном зимнего пейзажа. Жесты, позы действующих лиц, создающие впечатление стремительности, и сведённый к черно-синим тонам колорит картины, острая динамика и естественность как бы мгновенно схваченной композиции, неудержимое движение фигур буквально захватывают зрителя, заставляют его чувствовать себя непосредственным свидетелем происходящего.
Созданная Г.Кругловым картина стала важной вехой, а некоторые ценители считают вершиной его творчества. Специальную главу посвятил ей в своей книге «Подвиг генерала» (2006) ветеран знаменитой дивизии А.Насыров. Репродукция полотна вошла в третий том Башкирской энциклопедии, как главное произведение, наиболее ярко и убедительно иллюстрирующее творческие достижения художника. Картина безусловно заслуживает высокой государственной премии, как произведение большого гражданского и патриотического звучания, воздающее должное героизму и мужеству башкирского народа.
 
Любовь Попова


Источник: http://www.vatandash.ru/index.php?article=1718
Категория: Памятники | Добавил: котенок (04.02.2011)
Просмотров: 2673 | Теги: 112 (16-я) башкирская кавалерийская, Шаймуратов, Григорий Круглов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Интересные сайты
  • ОБД Мемориал
  • Сообщество uCoz
  • Команда "Азимут" г.Кумертау
  • Инструкции для uCoz
  • Международный интернет-конкурс "Страница семейной славы"
  • «Русский мир – память сердца»

    Создатели сайта Эльвира Абсалямова, Руслан Сарбаев © 2024 Бесплатный хостинг uCoz